Пирожкова Рита Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад « Снежинка» Брянского района

Консультация для воспитателей на тему: «Как знакомить детей с песком и глиной»

Консультация для воспитателей на тему: «Как знакомить детей с песком и глиной»

Вспомните, с каким увлечением дети играют в песок, строят из него

замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и

сады со скульптурами из песка. Сколько выдумки и изобретательности,

сколько настойчивости! Песок как строительный материал так

недолговечен: чуть пригрело солнце, подул ветер – и обветшали дворцы,

замки, рассыпались скульптуры, ограды и рвы! А маленькие созидатели?

Они вновь за работой! Вот где формируется характер!

 Стоит ли удивляться, что дошкольники усваивают скудные знания о

свойствах песка: цвет, сыпучесть сухого песка, липкость влажного. Не

наблюдается особого расширения и усложнения представлений о песке на

протяжении всего дошкольного детства, да и не владеют дети всеми

возможными действиями обследования. Например, изменение свойства

песка в зависимости от степени его влажности дети определяют в

основном в играх: лепится – влажный, рассыпается – сухой. Но эти

особенности песка они должны отличать по цвету: влажный песок темнее

сухого. Старших дошкольников можно познакомить ещё с одним

свойством песка: влажный песок тяжелее сухого. Для этого организуются

игры с песком: в одинаковые по размеру ведёрки дети насыпают сухой и

влажный песок, сравнивают, какое ведёрко тяжелее. Пусть они

попытаются объяснить, почему сухой песок легче влажного, тогда им

будет понятно, что ветер разносит только сухой песок.

 Чтобы подвести детей к пониманию того, почему песок пропускает

воду, быстро сохнет, познакомьте их с составом песка. Для этого

потребуется раздаточный материал для каждого ребёнка: маленькая

горстка песка на картоне или листе бумаги тёмного цвета. Целесообразно

поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотри

песок и найди как можно больше особенностей у песчинок». У

обыкновенного песка дети вдруг с удивлением обнаружат много

интересного: песчинки не одинаковы по размерам (есть крупные и совсем

мелкие), по цвету (попадаются тёмные и светлые), по степени блеска

(одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные.

 После этого детей будет несложно подвести к выводу о том, почему

песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по

листу бумаги или картона. Понятнее станет детям и причина быстрого

высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда

проникает ветер, солнечное тепло.

 Поговорим теперь о глине. С её свойствами целесообразно

познакомить детей во время лепки. Старшие дошкольники сразу отметят,

что глина мягкая, легко поддаётся воздействию: они мнут в руках кусочек

глины, раскатывают его в шарик, колбаску, делают лепёшки, угощение

для кукол. Дети старшего дошкольного возраста такое действие глины

называют пластичностью.

 Как знакомить воспитанников с особенностями сухой глины?

Обычно, когда вылепленные фигурки подсохнут, педагог беседует с

детьми о том, кто что лепил, каких добился успехов. При этом

воспитатель подчёркнуто осторожно обращается с глиняными фигурками.

На вопрос педагога, почему надо быть осторожным, когда берёшь в руки

сухую глиняную фигурку, дети обычно отвечают: «Она может сломаться».

Воспитатель уточняет: «Легко ломается, потому что хрупкая». Уместно

спросить детей, какие ещё хрупкие материалы и предметы из них им

знакомы. Так детей подводят к овладению понятием «хрупкий», т.е. такой,

который ломается, рушится от удара, падения. Можно предложить детям

ударить по куску сухой глины молотком, сравнить рассыпавшиеся

частички с песком, а затем сказать, что означают понятия «хрупкий» и

«сыпучий».

 Уместно будет вспомнить с воспитанниками о тех предметах из

глины, которые часто встречаются в жизни. Детям нравятся глиняные

игрушки, поэтому прежде всего они вспоминают их.

 Чтобы познакомить воспитанников с особым свойством глины – не

пропускать воду, организуйте игры на участке детского сада. Например,

предложите слепить из глины стаканчик, чашку, миску, а в

утрамбованном песке сделайте углубление. Пусть дети нальют воду и в

глиняную посуду, которую слепили, и в углубление в песке. Спросите их,

почему вода в глиняной посуде держится, а в песке нет.

 Интересны детям игры в строительство запруды в ручейке, дамбы в

луже. Сначала они обсуждают, как и из какого материала будут возводить

постройку. Иногда идут путём проб и ошибок, часто соединяют глину с

камнями, прутьями. Главное – дети убеждаются в том, что песок

опускается на дно, а прочную дамбу или запруду можно сделать из глины:

она не пропускает воду.

 Для закрепления и уточнения представлений детей о глине можно

предложить решить логические задачи. Для примера приведём такую

задачу: «В тёплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень.

Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге

идти: по короткой, но глинистой или диной, но песчаной. Все выбрали

длинную. Только Серёжа пошёл по короткой. Дети пришли домой,

переоделись в сухую одежду, сели обедать – и только тогда появился

Серёжа – мокрый, грязный, сердитый. Почему Серёжа так долго

добирался до дома? Ведь он пошёл по короткой?

 А какую дорогу выберешь ты в солнечный день, после дождя?

Объясни, почему?»

 Такие игры развивают творчество дошкольников, а педагогу

помогают организовать в интересной и доступной детям форме процесс

познания свойств и качеств распространённых природных материалов.

Так неживая природа становится детям понятнее, ближе, интереснее.

17 ноября 2023 в 16:49

Прикреплённые файлы:

Документ: Консультация для воспитателей на тему: «Как знакомить детей с песком и глиной»

Описание файла:

Файл называется: konsultacija-dlja-pedagogov_0t4d2.docx

Это официальный файл организации «Пирожкова Рита Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад « Снежинка» Брянского района», в нём содержится Консультация для воспитателей на тему: «Как знакомить детей с песком и глиной».

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.