Пирожкова Рита Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад « Снежинка» Брянского района
Консультация для педагогов на тему: «Методика работы с глиной в ДОУ»Художественно-эстетическое развитие. Методика работы с глиной в ДОУ Художественно-эстетическое развитие.
Методика работы с глиной в ДОУ.
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Иными словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок В. А. Сухомлинский
Лепка - этот вид творчества, который:
• прекрасно координирует движение рук;
• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;
• формирует образное мышление и воображение;
• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.
Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Это как раз тот материал, с которым дети могут легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче, из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение.
Материалы для проведения лепки из глины
Для работы с глиной нужны дощечки из фанеры, размером 20X20 или 25X25 см. В старшем дошкольном возрасте для детей нужен для лепки стек. Стек можно сделать из ручки от старой кисточки, заострив ее конец и сделав с другой стороны плоское закругление. Стек имеет длину 10—12 см. Тонкая острая сторона его служит для прорисовки деталей, для насечек, украшающих посуду, одежду. Широкая плоская сторона его служит для примазывания мелких частей, для выемки глины, при создании большого углубления, особенно при лепке посуды.
В старших группах на каждый стол ставится блюдечко, в него кладутся 2— 3 мягкие байковые тряпочки, хорошо пропитанные водой (не отжатые). Чтобы части предмета крепче держались и не отпадали по высыхании, нужно каждую часть слегка приложить концом к мокрой тряпочке, а затем прижать к изделию и примазать концом стека.
Так же при отделке работы : заглаживании поверхности, присоединении мелких деталей, замазывании трещины при сгибе, ребенок смачивает об тряпочку палец или один из концов стека и производит необходимое действие. Хорошо, иметь на подносе 2—3 большие тряпки, влажные, но не мокрые. Педагог рекомендует каждому ребенку сразу после окончания работы тщательно обтереть руки влажной тряпкой, а когда окончат работу все дети, воспитатель идет с ними в умывальную, где все вместе моют руки под краном, уже без опасения перепачкать как одежду, так и полотенца.
Глина может быть приобретена в магазине, она полностью готова для работы. Если изделие из глины не окрашено, его можно измельчить, залить водой и использовать для других поделок. Хранить неиспользованную глину можно в целлофановых пакетах, изредка смачивая водой.
Воспитателю необходимо иметь подставочку для демонстрации детям натуры, модели, с тем чтобы все дети одинаково хорошо видели ее во время работы.
Приемы работы с глиной
Раскатывание (палочка)
Скатывание (шар)
Сплющивание (диск)
Защипывание (края)
Прищипывание (ушки, клюв)
Вытягивание (края у посуды)
Вдавливание
Отгибание краев
Способы лепки
Конструктивный способ
– предмет создается из отдельных частей; Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.
Пластический способ –
лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; прием более сложный. Комку глины придается определенная исходная форма. Например, для лепки груши - это шар, для гуся, курицы - овоид (яйцевидная форма, для белки - толстый валик, согнутый в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Все время следует проверять и уточнять правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.
Комбинированный способ –
объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, включает в себя оба вышеприведенных способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя; голову, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно.
Способы украшения предметов :
Изделие можно украсить углубленным рельефом с помощью печаток и стеки, составляя узор из двух элементов по краю формы, а так же прорисовывая стекой какой либо узор в центре;
Налеп - это украшение изделия рельефным выпуклым узором, для этого от куска глины отрываются небольшие кусочки, выкатываются определенные формы (шарики овалы, палочки) и из этих форм выкладывается узор – цветы, листочки, животные.
Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Лепка во второй младшей группе
Дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики, сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи, продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаса, сардельки, сосиски, отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).
Средняя группа
В течение года дети средней группы лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине (стакан, горшочек для цветов, вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета.
Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы (миска, блюдце, корзинка); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон (морковка); сжимают пальцами глину, детализируя предмет (печенье «звездочки»); прищипывают концы или края (пельмени, батоны). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.
Старшая группа
В старшей группе дети лучше, отчетливее лепят форму предметов, научились видоизменять эти формы — вытягивать, сдавливать, вдавливать, закруглять.
Новый шаг в работе является требование прочного скрепления частей, замазывания глиной места соединения. В начале года дети старшей группы повторяют часть работ, проделанных в предыдущей группе, упражняются в полученных навыках. Они снова лепят овощи и фрукты, но воспитатель предъявляет большие требования к тщательности детской работы, предлагает добиваться большего сходства с предметом.
Лепить с натуры дети пяти лет еще не могут, но им полезно иногда иметь перед собой скульптурное изображение несложных по форме предметов в качестве «образца», которому дети могли бы подражать, следовать. Дети рассматривают яблоко, помидор, грибы, стараются вылепить не просто гриб, каким они его себе представляют, а именно тот, который рассмотрели. В это же время вносится и очень простая игрушка, например матрешка, ванька-встанька, которую детям нетрудно изобразить достаточно сходно.
Некоторые более трудные по форме игрушки воспитатель предлагает лепить в указываемой им последовательности, показывает ход работы, дает исходную форму.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, осваивать все технические приемы работы с глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому. 17 ноября 2023 в 17:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.